Программа
В идеале эти три составляющих всегда присутствуют в нашей жизни, и с детства очень важно гармонично развивать детей, думая о каждом из этих трех процессов.
Мы отдаем ребенка в различные учебные заведения, чтобы там он стал обладателем новых знаний и развил определенные навыки. Но часто бывает, что совместить в развивающих занятиях все необходимое кажется сложным, а порой даже невозможным!
Мы в Piccolo School понимаем необходимость и важность познания мира и себя в этом мире, как с точки зрения расширения знания о безграничности мыслей, так и с точки зрения разнообразия эмоций и физических возможностей. Мы принимаем пищу под классическую музыку, обсуждая правила хорошего тона. Мы говорим о чувствах и узнаем эмоции. Мы считаем движения и играем в азбуку. Мы рассказываем сказки и ставим опыты…
ВДОХНОВЛЕННЫЕ РЕДЖИО ПОДХОДОМ
Реджио педагогика в России безусловно имеет свои особенности, так как наша страна имеет свою культуру, религию и традиции, отличные от Италии – родины зарождения Реджио. Еще после Второй мировой войны в местечке Реджио Эмилия на Севере Италии начали открываться новые детские сады с новыми принципами воспитания. Основателем подхода считается Лорис Малагуцци, который опирался на идеи Льва Выгодского, Жана Пиаже и Марии Монтессори. Главными методами является проекты по исследовательской деятельности, творчество, изучение окружающего мира, а также сотрудничество взрослых и детей. Мы по возможности максимально постарались привнести принципы этого подхода в нашу программу.
Каждый день каждый ребенок делает множество открытий в процессе познания мира - мы лишь следуем за его интересами, помогаем и поддерживаем его!
УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ
ДРУГ К ДРУГУ
Мы показываем пример уважительного отношения к ребенку. Ребенок воспринимает как норму то, что каждый человек заслуживает уважения. Даже малыш понимает и чувствует себя частью этого мира - пока это его семья и его детский
сад, ему очень важно осознавать свою ценность. Разговаривая с ребенком мы непременно смотрим ему в глаза, присаживаемся рядом во время еды и занятий для того, чтобы быть на одном уровне глаз. Обязательно приподнимаем ребенка, если нужно рассмотреть что-то, находящееся на уровне выше.
Читать далее...
ОБЪЯСНЯЕМ ПРАВИЛА
И ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ
Правила везде разные – где-то их больше, где-то меньше. В магазине можно одно, а в театре другое. Мы спрашиваем детей, почему вы хотите, чтобы было так. Иногда можно рассказать историю или привести пример, в любом случае –
дать детям инструменты, как им лучше поступить в той либо иной ситуации. Понимая откуда появились правила, детям легче будет принять их. Еще интереснее порассуждать на тему правил! Прежде чем объяснять, задайте малышу вопрос, что он об этом уже знает?
Читать далее...
НЕ ХОРОШО И НЕ ПЛОХО –
ПРОСТО ПО-ДРУГОМУ!
Бывает ли мышь голубого цвета? Ребенок нарисовал небесно-голубую мышку - это правильно или нет? Но почему бы мышке не быть голубой? Или любой другой? Поверьте, дети расскажут Вам много вариантов объяснений того, почему
мышь голубая, слон розовый, а пальма огуречно-яичная! Просто это все по-другому дети увидели! Да – пусть мышь упала в голубую краску, слон гулял по пляжу на закате с красно-розовыми разливами на небе, а пальма росла на тарелке в виде «пальмового» завтрака, выложенного из яйца и огурца. Версий у детей бесконечность – и это так приятно - понимать, что все они правильные!!!
И более глобальные вещи и явления можно увидеть по-другому, по-новому и порассуждать об этом. Спросите ребенка - почему он так думает? Детям так приятно будет обсудить с вами свою точку зрения!
Читать далее...
ОЧЕНЬ ВАЖНО
ПРЕДЛАГАТЬ ВЫБОР РЕБЕНКУ
И при этом создавать ситуации, где ребенок может выбрать, что ему ближе без спешки и иногда даже без вашего заметного участия. При этом совсем малышу не стоит слишком усложнять задачу - пусть он выберет сначала
из двух вариантов.
Например, спросите что он хочет на завтрак – хлопья или кашу? К каше можно подать два вида ягод, или два вида фруктов. Даже в два-три года малыш может выбрать – белый или черный хлеб он хочет есть. А уж какое удовольствие намазать хлеб мягким сыром или вареньем!!!
Перед занятиями вспомните главных героев из вчерашней вечерней сказки - с ними так интересно будет поиграть. Предложите ему слепить или нарисовать самого любимого героя? Если рисуем - предложите ребенку на выбор краски или карандаши нескольких видов и цветов. Интересно: чем старше становится ребенок – тем с большим количеством оттенков одного цвета вы можете его знакомить. Пусть будет светло-зеленый, болотный, салатовый. Вместе с ребенком вы можете придумывать названия, так как просто одного прилагательного «зеленый» будет уже не достаточно!
Если что-то выбрать быстро ну никак не удается – предложите подумать о выборе заранее. В моменты когда вам кажется выбор ребенка не самым оптимальным – старайтесь предложить альтернативу, обсудить варианты, приводя аргументы для размышления. Например: с собой можно взять второй вариант перекуса, чтобы потом еще раз подумать! Либо – взять сменную обувь или одежду на случай, если станет холодно. Ребенку всегда приятно любой вопрос решать самому или вместе с Вами – как и любому взрослому не хочется, чтобы что-то - для него важное - было решено без его участия.
Чем старше ребенок становится, тем больше выбор ему предлагают. Он понимает, что есть правила и границы, знает, почему эти правила в разных ситуациях необходимо соблюдать. Но самое главное – он осознает почему или зачем именно он сделал выбор!
Читать далее...
ФАНТАЗИРОВАТЬ –
ЗНАЧИТ РАЗВИВАТЬСЯ!
Как хотят многие родители быстрее научить своих детей читать и считать, желательно еще не на одном языке. Для нас же важен способ: как ребенок узнает и запоминает новую информацию. Важно, когда он делает это из интереса
и с удовольствием во время игры! Тогда эти знания будут ассоциироваться у него с приятными впечатлениями и эмоциями. В раннем детстве у детей чаще всего прекрасно получается фантазировать, но дальше шаблонная логика, общественное мнение и прочие моменты начинают давить на ребенка.
Творческое начало и образное мышление нуждается в особенном внимании в детстве! В Реджио педагогике мы занимаемся проектной деятельностью, тему для которой берем из окружающего мира. Мы изучаем предметы, сравниваем их между собой, измерям, взвешиваем, лепим, зарисовываем, а иногда и пробуем на вкус – это очень увлекательно и одновременно познавательно для малышей! Именно так рождается интерес к исследованию, развивается любопытство, пытливость ума, любознательность!
Если мы заложим вектор развития творческого, проектного мышления в детстве – то во взрослой жизни именно у этих людей будут легко решаться задачи с аргументированием своей точки зрения, с инициацией и реализацией своих уникальных проектов, с созданием любых концепций, а самое главное – с осознанностью своего выбора.
Читать далее...
В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ
ЕСТЬ ПОЛЬЗА И НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Наблюдение – это первое, что дает нам знания. У малышей всегда так много вопросов – и каждый из них повод для самого настоящего исследования!
Ищем ответ на вопрос: Почему в сказке все-таки достали
репку? А позже обсуждаем дружбу и взаимопомощь, когда вместе проводим исследование или вместе убираем за собой, отмечая – что вместе все делать весело и полезно! Что можно видеть закрытыми глазами? Обсуждаем сны и мечты: что из мечты может превратиться в реальность? Отдыхаем под спокойную музыку, ложимся на маты и подушки и представляем что-нибудь приятное и рассказываем друг другу! Почему осенью желтеют листья и какие они бывают? Можно обсудить тяжелый ли листик? Не тяжелый? А для муравья? Давайте взвесим листик!!! Например, на завтраке можно обсудить вопросы этикета, а еще подумать – из чего пекут хлеб или делают творог? Сколько видов каш существует и кто какую любит? Появляется множество вопросов, на которые ребенок может ответить с помощью наблюдения, обсуждения, исследования.
Но не обязательно информацию ребенок узнает от взрослого. Реждио подход в том числе заключается в умении поставить вопрос по любой теме и возможно ответ на него даст другой ребенок в саду, ребенок друзей, сестра или брат. Можно почерпнуть знания из фильма, книги, спектакля или из разговора и игры с друзьями! Очень полезно ходить вместе в музеи, особенно где есть детские программы! Всегда важно помнить, что мы не стараемся убедить как плохо или как хорошо - мы выражаем свое мнение и свои взгляды!
Деление на различные направления развития у нас только условные: двигаясь на уроке физкультуры или по шахматному полю, мы считаем, изучаем горизонталь и вертикаль, ориентируемся в пространстве – вправо и влево. Создавая Маленький театр, мы понимаем – что будем изучать согласование текста и движения, учить самые настоящие, хоть и маленькие роли, начинать творческую деятельность – создавать и описывать образ, предмет, движения...Ввнушительно!
Читать далее...
ЗАДАЕМ
ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
Обязательно побуждаем ребенка: Подумать! Построить свою версию! Высказать свою версию!
Задача взрослых – и родителей и педагогов – задавать как можно больше открытых вопросов, тем самым поддерживая
интерес ребенка.
Лев Семенович Выгодский, у которого многое унаследовала Реджио педагогика, говорил: «По тому или иному вопросу мы должны понять где ребенок находится сейчас – и мы узнаем зону его ближайшего развития»
Читать далее...